Министерство общего и профессионального образования
                   Российской Федерации

       
                      П Р И К А З

                 от   12.03.97   N 361

      Об утверждении межвузовской комплексной программы
           "Наукоемкие технологии образования"


     В целях актуализации содержания и методов обучения на основе
интеграции процесса обучения с научным поиском, повышения эффекти-
вности  индивидуальной  творческой работы  студентов, внедрения в
учебный процесс новых современных информационных технологий, пре-
дусматривающих получение нового интеллектуального продукта и фор-
мирующих новую парадигму образования информационного общества,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.  Утвердить межвузовскую комплексную программу "Наукоемкие тех-
нологии образования" (МКП НТО) на период  01.01.97 -  31.12.2000 
(приложение N1, не рассылается).
2.  Утвердить головным вузом по МКП НТО Российскую экономическую
академию им. Г.В. Плеханова.
3.  Утвердить состав головного совета по МКП НТО (приложение N2).
4.  Координацию работ по МКП НТО возложить на Научно-педагогичес-
кий центр наукоемких технологий образования при Российской эконо-
мической академии им. Г.В. Плеханова (Курбакова К.И.), Центр ин-
форматизации (Иванникова А.Д.), 
Координационный центр по МКП НТО при Московской  государственной 
академии приборостроения и информатики (Катасонова А.М.) и Центр
научно-методических исследований при Московском  государственном 
технологическом университете "Станкин" (Шипилова В.И.).
5.  Возложить общее руководство МКП НТО на Управление об-разова-
тельных программ и технологий (Шестакова Г.К.).
6.  Управлению научно-исследовательских работ (Суворинову А.В.) 
оказать содействие во внедрении в учебный процесс новых информа-
ционных технологий в МКП НТО.
7.  Управлению экономики  (Белякову С.А.) ставки  профессорско-
преподовательского состава и учебно-вспомогательного персонала,
выделенные вузам для проведения работ по МКП НТО в  1995 - 1997
годах указанием Госкомвуза России от 17.03.95 N30-10, перерасп-
ределить среди вузов - участников  МКП НТО в 1997 - 2000  годах 
целевым назначением согласно приложению N3 (не рассылается).
8.  Считать  утратившим  силу  указание  Госкомвуза  России  от 
17.03.95 N30-10.
9.  Контроль за исполнением приказа оставляют за собой.



Первый заместитель Министра                 В.М. Жураковский




                                        Приложение 1
                                        к приказу 
                                        Минобразования России
                                        от   12.03.97   N 361



        Министерство общего и профессионального образования 
                       Российской Федерации






                 МЕЖВУЗОВСКАЯ  КОМПЛЕКСНАЯ  ПРОГРАММА 

                      "Наукоемкие 
                          Технологии 
                              Образования"




                             Москва 1997



                              ВВЕДЕНИЕ

1. Наукоемкие технологии образования (НТО)
   Наукоемкие технологии образования (НТО) - система подготовки
специалистов с высшим образованием, использующая в учебном про-
цессе новейшие результаты исследований в науке и технике и осно-
ванная на современной дидактической системе.
   Подготовка специалистов ведется на основе маркетинга, методов
микpо- и макpoэкономики.
   НТО предполагает различные формы интеграции научных организа-
ций, производственных пpедпpиятий и вузов, отдает приоритеты pа-
звитию вузовской науки и поддерживает вузовских ученых.
   Дидактическая система НТО основана  на  индивидуализиpованных
фоpмах организации учебного процесса, ориентированных на развитие
творческого мышления студентов.
Содержание учебных планов и учебных дисциплин в значительной мере 
определяется научными интересами пpофессоpско-пpеподавательского
состава кафедр. Новые технологии обучения обеспечивают  подгото-
вку аналитически и системно мыслящих специалистов:
 - обладающих глубокими фундаментальными, гуманитарными и 
профессиональными знаниями, повышенным творческим потенциалом;
 - способных решать учебные, научно-производственные и личные 
задачи, широко использовать индивидуальные и групповые качества
работников, передовые достижения науки и техники, самостоятельно 
повышать свои знания;
 - быстро адаптирующихся к профессиональной творческой деятель-
ности на предприятиях;
 - имеющих достаточно полное представление об отечественных и 
мировых достижениях в своей области деятельности и способных на-
ладить выпуск изделий, конкурентоспособных на мировом рынке, как
непосредственно средствами предприятий, так и с помощью установ-
ления деловых производственных отношений с инофирмами.

  2.Цель программы
Разработка методологии, методических и педагогических основ нау-
коемких технологий образования, предусматривающих:
   - актуализацию содержания и методов обучения на основе интег-
рации процесса обучения с научным поиском, 
   - повышение эффективности индивидуальной  творческой  работы 
студентов,
   - внедрение в учебный процесс современных информационных тех-
нологий с целью получения нового интеллектуального продукта,
   - оперативное  использование  результатов  фундаментальных и 
прикладных исследований в предметных областях знаний,  а  также 
практических новаций обучения с целью их научно-педагогической 
апробации и применения в образовательных технологиях, разработке
 и применении опережающих методов обучения,
   - формирование новой  парадигмы образования  информационного 
общества.

3. Индивидуализация обучения
   В НТО обучение проводится по индивидуальным планам, в кото-
рые могут включаться дисциплины, которые студент может прослушать
и сдать экзамены в других ведущих вузах как отечественных, так и 
зарубежных с использованием дистанционных методов обучения.
   Каждому студенту в конце первого года обучения назначается ру-
ководитель, который организует индивидуальную работу студента до
конца его обучения, осуществляет организационно-методическое, уче-
бное и научное руководство. Руководитель студента совместно с пре-
подавателями общенаучных и общетехнических дисциплин  определяет 
формы научно-исследовательской работы студентов (НИРС) на младших
курсах, а на старших курсах научная работа студентов проводится 
непосредственно под руководством руководителя.
   Кафедры создают информационные банки данных о  достижениях  в 
науке и технике (отечественных и мировых) в областях, в которых 
они осуществляют подготовку специалистов, и оперативно внедpяют 
их в учебный пpоцесс.

 4. Усиление фундаментального образования
   В НТО важная роль отводится фундаментальной подготовке студе-
нтов, как наиболее важной составляющей в формировании современного
специалиста. Значительно увеличивается количество часов на изуче-
ние фундаментальных дисциплин, проводится чтение спецкурсов и спе-
цглав по ним, осуществляется усиление связей  между дисциплинами 
учебного плана путем внедрения в учебный процесс логических схем
дисциплин, что способствует развитию системного мышления специа-
листов. 

 5. Информатизация наукоемких технологий обучения
   В НТО активно используются информационные системы,  являющиеся 
основным средством информатизации. При этом учебный процесс орга-
низуется так, чтобы, во-первых, средства вычислительной  техники 
(СВТ) использовались для автоматизированного управления  познава-
тельной деятельностью студентов на базе автоматизированных обуча-
ющих систем (АОС) и, во-вторых, научить студента использовать СВТ
как средства профессиональной деятельности.  В  учебном  процессе 
широко используются  компьютерные  игры.  Информационные  системы
обеспечивают индивидуализацию и интенсификацию обучения, углубле-
нное изучение общенаучных и специальных дисциплин.

 6.Изменение содержания образования и методов работы 
преподавателя
   В НТО существенно изменяются содержание и методы работы профес-
сорско-преподавательского состава. Содержание образования должно
строиться на базе научных исследований профессорско-преподавате-
льского состава. Новые научные разработки непосредственно  после 
их получения (до опубликования) должны внедряться в учебный про-
цесс в форме чтения специальных курсов, а также на научных семи-
нарах  или в процессе индивидуальной работы.
   Для преподавателей (в пеpвую очередь для руководителей студе-
нтов) создаются автоматизированные рабочие места, которые позво-
ляют им получать сведения об успеваемости студентов, а также всю
научную, техническую, учебно-методическую и другую информацию, 
обеспечивающую учебный процесс по НТО, что дает возможность пpе-
подавателям упpавлять учебным пpоцессом.

 7.Взаимодействие вузов - участников МКП НТО
Рекомендуется:
 	проведение межвузовских олимпиад по дисциплинам;
 	проведение студенческих научных конференций, в том числе по 
      электронной почте;
 	конкурсы лучших научных студенческих работ;
 	издание студенческих научных журналов;
 	проведение состязаний между командами вузов по различным те-
матикам с помощью электронной почты (в том числе с командами зару-
бежных вузов).

 8.Финансирование
 Финансирование подготовки специалистов по наукоемким технологиям
обучения  осуществляется как из средств Министерства общего и про-
фессионального образования Российской Федерации (Минобразование 
России), так и из средств предприятий.

 9.Международное сотрудничество
   Наукоемкие технологии обучения предусматривают развитие меж-
дународных связей, проведение работ по интеграции высшего образо-
вания России в международную систему.

 10.Ожидаемые конечные результаты
   Разработка и внедрение в учебный процесс наукоемких технологий 
образования, использующих последние научные, методические и педа-
гогические достижения и обеспечивающих элитарную  подготовку спе-
циалистов.
   Педагогические новации, учебные и учебно-методические материалы, 
разработанные в вузах - участниках программы и успешно прошедшие 
экспериментальную проверку, будут  обобщаться и  распространяться 
среди других вузов России.

 11.Сроки работы
   Начало I кв. 1997 года.
   Окончание IV кв. 2000 года.

 12.Головные исполнители
Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, Московская 
государственная академия приборостроения и информатики, Московский 
государственный технологический университет "Станкин".


                       Содержание МКП НТО

МКП НТО состоит из следующих разделов:
Раздел 1. Дидактическая система наукоемких технологий образования
Головной вуз: Российская экономическая академия им. Г. В. Плехано-
ва.
Вузы-исполнители: МГАТУ, НсГТУ, НсГУ, ОмГТУ, РЭА, СамГТУ, С-ПУЭиФ.
Цель раздела. Определить и модифицировать цель (стратегическую и та-
ктическую), принципы, методы и средства наукоемкой технологии обу-
чения. Сформулировать и обосновать основы наукоемкой технологии обу-
чения (научные, учебные, методические, организационно-технические, 
психологические, финансовые и др.).
   Конечные результаты.  Концепция наукоемкой технологии обучения в
условиях рыночной экономики; определение цели, принципов, методов и 
средств реализации НТО; механизм структуризации, управления, реали-
зации и финансирования НТО на уровне вуза и Минобразования России;
рекомендации по управлению НТО на уровне вуза и Минобразования Рос-
сии.

Раздел 2. Организационно-методическое и педагогическое обеспечение
наукоемких технологий образования
Головной вуз: Московский государственный технологический универси-
тет "Станкин".
Вузы-исполнители: ВолГТУ, ВорГТУ, ИвГЭУ, МАТИ, МГАЛП, МГУПП, МГАПИ,
МГАТХТ, МГАТУ, МГТУ  Станкин ,  МИРЭА, НсГТУ,  НсГУ,  НчГТУ,  ОмГТУ,
РЭА,  СамГАУ,  СамГТУ, С-ПААП, С-ПГТУ, С-ПГУ, С-ПУЭиФ, ТагРИ, ТомПУ,
УрГТУ, УфГАТУ.
   Цель раздела.
                 1. Создание и реализация в вузах системы управле-
ния учебным процессом, которая: 1) основывается на принципах новой
парадигмы высшего образования; 2) ориентирована на развитие индиви-
дуального творческого мышления студента и его ритмичную работу, учи-
тывает индивидуальные способности обучающегося, его  потенциальные
возможности, цели личности обучающегося;  3) содержит  рейтинговую 
систему оценивания как знаний, так и творческий компонент учебной 
работы студента; 4) включает развитую компьютерную сеть и набор 
программных средств для обработки управленческой информации; 5) ос-
новывается на модульной структуре и смысловой интеграции дисциплин;
 6) широко использует интенсивные методы обучения, базирующиеся на
использовании новых информационных технологий обучения.
                2. Разработка учебно-методического комплекса, обе-
спечивающего функционирование системы элитарной опережающей подго-
товки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.
   Конечные результаты.  Разработка модели  организации  учебного 
процесса с использованием наукоемких технологий обучения и учебно-
методического комплекса, обеспечивающего функционирование системы
подготовки специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.

Раздел 3. Информатизация наукоемких технологий образования
Головные вузы: Новосибирский государственный  университет, Москов-
ская государственная академия приборостроения и информатики.
Вузы-исполнители: ВорГТУ, ИГЭУ, МГАЛП, МГАПИ, МГАТХТ, МГАТУ, МГТУ
"Станкин", МИРЭА, МПГУ, МФТИ,  НижГТУ,  НсГТУ, НсГУ, ОмГТУ, РостАИ,
СамГАУ, С-ПГТУ, С-ПГУ, С-ПУЭиФ, ТагРУ, ТомПУ, УрГТУ, УфГАТУ.
   Цель раздела. Создание на основе современных технических средств
новых технологий обучения, обеспечивающих повышение эффективности и
качества обучения, интенсификацию  обучения, метод индивидуального 
обучения.
   Конечные результаты.  Разработка новых информационных технологий
 обучения. Будут разработаны и внедрены в учебный процесс: 1) сис-
темы автоматического проектирования (САПР), 2) АОС, 3) автоматизи-
рованные рабочие места (АРМ), 4) компьютерные сети, 5) информаци-
онно-обучающие  среды,  6) интегрированные  программные  системы,
 7) диалоговые системы,   8) автоматизированные обучающие  курсы,
 9) программно-методические комплексы, 10) инвариантные оболочки,
 11) автоматизированные обучающие модули и системы,   12) стенды 
тренажеры,  13) электронные учебники, 14) автоматизированные уче-
бно-лабораторные места, 15) моделирующие программы.

Раздел 4. Гуманитаризация образования   
   Головной вуз: Московский педагогический государственный униве-
рситет.
Вузы-исполнители: ВолгГТУ, МГАТУ, МИРЭА, МПГУ,НчГТУ,С-ПГТУ,С-ПУЭФ,
ТомГУ.
   Цель раздела.  Разработка концепции гуманитаризации образования
в НТО на основе новой парадигмы высшего образования.   Разработка 
учебно-методического комплекса по гуманитаризации образования.
   Конечные результаты. 1) разработка учебно-методического компле-
кса по гуманитаризации образования в НТО; 2) создание учебно-мето-
дических пособий, дидактических материалов по гуманитаризации обра-
зования; 3) учебно-методическое обеспечение новых курсов по проб-
леме фундаментализации гуманитарного образования ; 4) подготовка 
учебников, учебных пособий. 

Раздел 5. Интеграция высшей школы России в бмеждународную систему
 высшего образования
   Головной вуз: Санкт-Петербургская государственная академия аэро-
космического приборостроения.
Вузы-исполнители: ИвГЭУ, МГАЛП, МГАТУ, НчГТУ, НсГТУ, НсГУ,  НчГТУ,
 СамГАУ, С-ПГУ.
   Цель раздела.  Использование передового международного опыта под-
готовки специалистов в вузах России, привлечение иностранных препо-
давателей для работы в российских вузах, стажировка российских пре-
подавателей в зарубежных вузах.
   Конечные результаты.  Интеграция вузов в мировую систему высшего
образования. 


                   Темы работ вузов по МКП НТО

Волгоградский государственный технический университет (ВолгГТУ)
1. Разработка методов организации самостоятельной работы студентов
в условиях многоуровневой структуры высшего образования (раздел 2).
2. Гуманитарное образование, как составной элемент профессиональной 
подготовки (раздел 4).

Воронежский государственный технический университет (ВорГТУ)
1. Применение методов математического моделирования и автоматизиро-
ванных обучающих модулей для активизации самостоятельной  работы 
студентов при изучении физики (раздел 2).
2. Разработка методов усиления мотивации познавательной  деятельно-
сти студентов и интенсификации их подготовки за счет применения ко-
мпьютерных средств в физическом практикуме (раздел 2).
3. Компьютерная система автоматизации преподавательской деятельно-
сти (на примере специальностей в области информатики и вычислите-
льной техники) (раздел 3).

Ивановский государственный энергетический университет (ИвГЭУ)
1. Разработка новой технологии базовой подготовки выпускников
технических университетов (раздел 2).
2. Разработка и внедрение автоматизированной системы управления 
самостоятельной работой студентов с использованием компьютерных
средств обучения (раздел 2).
3. Разработка комплекса деловых игр по маркетингу для локальной 
сети персональных компьютеров (раздел 3).
4. Разработка комплекса электронного учебника-тренажера "Электро-
безопасность" (раздел 3).
5. Разработка автоматизированных обучающих модулей и систем для
 групп, обучающихся по НТО (раздел 3).

"МАТИ" - Российский государственный технологический университет 
1. Дидактическая система,основанная на использовании базового и 
специализированного  программного  обеспечения  конструкторско-
технологической  подготовки машиностроительного  производства в 
качестве средства  сквозного обучения  бакалавров  и  инженеров 
(раздел 1).
2. Разработка целевой комплексной  программы интеграции высшего
экономического образования России в международную систему  выс-
шего образования (раздел 5).
3. Организация зарубежных Российских образовательных департаме-
нтов по технологии авиа- и ракетостроения (раздел 5).
4. Создание многовариативных тестовых психолого-педагогических
 методик обследования и развития когнитивного  стиля  мышления 
личности обучающегося (раздел 2).

Московская государственная академия легкой промышленности
 (МГАЛП)
1. Разработка модели организации учебного процесса индивидуаль-
ной подготовки специалистов для различных структур легкой  про-
мышленности в многоуровневой системе (раздел 2).
2. Методическое обеспечение компьютерных технологий курса "Тео-
ретическая механика" (раздел 2).
3. Создание оболочки и обучающей системы дисциплин  фундамента-
льного и общетехнического цикла, ориентированный на учебно-исс-
ледовательские и лабораторные работы, опирающиеся на  цифровые 
имитационные модели (раздел 3).
4. Организация международного сотрудничества в подготовке спе-
циалистов для легкой промышленности (раздел 5).

Московская  государственная  академия  приборостроения  и 
информатики (МГАПИ)
1. Разработка комплекса учебно-методических материалов для обе-
спечения НТО (раздел 2).
2. Разработка единых планов непрерывной математической подгото-
вки студентов по специальностям 22.01 и 22.03 (раздел 2).
3. Основы организационно-методического обеспечения системы дис-
танционного образования (СДО) в МГАПИ (раздел 2).
4. Разработка тестовой системы оценки качества подготовки спе-
циалистов (раздел 3).
5. Разработка диалоговых систем по контролю знаний, развитию и 
закреплению навыков решения задач в  курсе  высшей  математики 
(раздел 3).
6. Разработка обучающей системы основам дискретной  математики 
(теория множеств, бинарные обучения) (раздел 3).
7. Информационное обеспечение дисциплины "Безопасность  жизне-
деятельности" (раздел 3).
8. Мониторинг МКП НТО, 1996-97 (раздел 3).

Московская  государственная  академия  тонкой  химической тех-
нологии им. М.В.Ломоносова (МГАТХТ)
1. Разработка и классификация фундаментальных  химико-техноло-
гических 
принципов как основы оптимальной стратегии создания наукоемких
химических технологий и подготовки специалистов (раздел 2).
2. Разработка и внедрение комплекса методического,  программ-
ного и информационного обеспечения для подготовки  специалис-
тов, владеющих компьютерными методами создания наукоемких хи-
мических технологий (раздел 2).
3. Компьютерная обучающая и исследовательская система "Ректи-
фикация" (раздел 3).

Московский государственный  технологический  
университет "Станкин" (МГТУ)
1. Разработка методологии адаптивного обучения в компьютерных 
системах (раздел 2).
2. Научно - методические  основы   индивидуализации  обучения 
(раздел 2).
3. Перспективы становления глобальной информационно-образова-
тельной среды (раздел 2).
4. Разработка концепции системы "Электронный учебник техничес-
ких дисциплин" (раздел 3).
5. Разработка компьютерной среды  электронного  образования и 
удаленного обучения (раздел 3).
6. Мониторинг МКП НТО 1996-97 (раздел 3).

Московский государственный  университет пищевых  производств 
(МГУПП)
1. Разработка методико-педагогического и программного обеспе-
чения для широкого внедрения компьютерных технологий и сред-
ств обучения в учебный процесс вузов России (раздел 2).

Московский институт радиотехники, электроники  и  автоматики  
(технический университет) (МИРЭА)
1. Разработка научно-методической модели индивидуального обу-
чения в сфере НИТ студентов технических вузов (раздел 3).
2. Моделирование непрерывного учебно-творческого процесса в мно-
гоступенчатой системе образования (школа - вуз) в сфере информа-
ционных технологий.
3. Моделирование и внедрение системы психологического обеспече-
ния в сфере наукоемких технологий образования (раздел 4).
4. Разработка и апробация методического обеспечения, постановка 
образовательной деятельности в сфере наукоемких технологий для 
соотечественников в ближнем зарубежье с компонентой индивидуа-
лизации процесса обучения с  использованием средств ДО  (раз-
дел 2).
5. Моделирование, апробация и внедрение многомодульной системы
электронных учебников в сфере наукоемкого дистанционного-заоч-
ного образования (раздел 3).
6. Создание и внедрение электронных учебных пособий в сфере на-
укоемких технологий инженерного образования (на примере учебных
дисциплин радиотехнического профиля) (раздел 3).
7. Разработка и внедрение модели НИРС в области наукоемких тех-
нологий инженерного образования (на примерах дисциплин специали-
зации специальностей 220200  Автоматизированные системы обрабо-
тки информации и управления )  (раздел 2). 
8. Мониторинг МКП НТО 1996-97 (раздел 3).

Московский педагогический государственный университет (МПГУ)
1. Информационные технологии в НТО (раздел 3).
2. Разработка информационно-обучающих средств для контроля уро-
вня знаний студентов (раздел 3).
3. Гуманитаризация образования в НТО (раздел 4).
4. Подготовка бакалавров с гуманитарным профилем (раздел 4).

Московский  физико-технический институт (государственный униве-
рситет) (МФТИ(ГУ))
1. Методика обучения студентов основам механики сплошных сред
с помощью цифровых систем визуализации (раздел 3).
2. Технологии работы с информацией в задачах дистанционного ко-
ммерческого зондирования Земли (раздел 3).
3. Методика комплексного обучения автоматизированным системам 
измерений и обработки экспериментальной информации (раздел 3).
4. Автоматизированная информационная система "Факультет"  для 
повышения эффективности организации учебного процесса и приня-
тия решений (раздел 3).

Нижегородский государственный технический университет (НижГТУ)
1. Разработка обучающей программы "Наукоемкий бизнес"(раздел 3).
2. Разработка учебных мультимедиа продуктов для графической ЗД
технологии (раздел 3).
3. Разработка новой графической информации ЗД технологии вузо-
вского образования и введение ее в учебный процесс (раздел 3).
4. Русификация программ дистанционного обучения США(раздел 5).

Новосибирский государственный технический университет (НовсГТУ)
1. Особенности, возможности и механизмы интеграции технического
 университета Сибири в международную систему (раздел 1).
2. Механизмы стимулирования разработки   новых  образовательных 
технологий и использования педагогических новаций в техническом
 университете (раздел 3).
3. Проектирование гибкой внутри вузовской модели управления ка-
чеством высшего и дополнительного профессионального образования
 (раздел 5).

Новосибирский государственный университет (НовсГУ)
1. Система программ по использованию международных ресурсов и 
телекоммуникаций для развития социально-философских исследований
и образования в российском вузе (раздел 1).
2. Методическое, педагогическое и издательское обеспечение соци-
ально-философского  образования   с использованием международных 
информационных ресурсов (раздел 2).
3. Организация информационных и телекоммуникационных ресурсов для
социально-философского образования и исследований в российском ву-
зе (раздел 3).
4. Опыт развития высшей школы  промышленных стран после второй ми-
ровой войны и интеграция национальных систем высшего  образования 
(раздел 5).
5. Организация, научное и методическое обеспечение учебного моде-
лирования 
межправительственных переговоров  с  использованием международных
 сетей дистанционного образования (раздел 5).
6. Освоение международных телекоммуникационных ресурсов  для раз-
вития социально-гуманитарного образования и философских исследова-
ний (раздел 5).

Новочеркасский государственный технический университет (НовчГТУ)
1. Персонализация подготовки и расширение  сферы мобильности спе-
циалистов в условиях гуманизации  университетского  технического 
образования (раздел 2).
2. Интеграция высшей школы России в международную систему высшего
 образования (раздел 5).

Омский государственный технический университет (ОмГТУ)
1. Научно-методические исследования по организационно-экономиче-
ским дисциплинам,  связанным с  проектированием  и эксплуатацией
РЭС (раздел 1).
2. Социологические маркетинговые исследования в потребности моло-
дых специалистов в условиях рыночных отношений (раздел 2).
3. Особенности индивидуально-типологического подхода в наукоемких
технологиях образования в техническом университете (раздел 2).
4. Разработка и внедрение информатизационных технологий в системе
подготовки радиоинженеров-конструкторов (раздел 3).

Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова (РЭА)
1. Разработка и модернизация учебных планов по новой  межотрасле-
вой специальности 07.19.00 -  Информатизационные системы  (по об-
ластям применения) (раздел 1).
2. Модернизация и подготовка обновленного варианта Государствен-
ного образовательного стандарта профессионального образования по
межотраслевой специальности 07.19.00 -  "Информационные системы"
(по областям применения) (раздел 1).
3. Разработка в соответствии  с  Государственным образовательным 
стандартом по специальности 07.19.00  -  информационные  системы 
учебно-методического комплекса документов(УМКД) программ учебных
дисциплин (раздел 1).
4. Разработка комплекса документов по подготовке учебных пособий 
и учебников по новой межотраслевой специальности 07.19.00 - инфо-
рмационные системы (раздел 1).
5. Упреждающая двухпрофильная (по информатике и экономике) подго-
товка специалистов по новой межотраслевой специальности 07.19.00- 
информационные системы (область применения - экономика). Квалифи-
кация специалиста: информатик -  экономист  и бакалавр экономики 
(раздел 2).
6. Мониторинг МКП НТО 1996-97 (раздел 3).

Ростовский архитектурный институт (РАИ)
1. Разработка системы автоматизированного проектирования объектов 
строительства, включающей  объективно-ориентированные  подсистемы, 
БД и БЗ (раздел 3).
2. Разработка обучающей информационной системы по дисциплине 
"Инженерное оборудование зданий" (раздел 3).
3. Построение баз данных по архитектуре и искусству (раздел 3).

Самарский государственный аэрокосмический университет им. 
академика С.П.Королева (СамГАУ)
1. Организационно-методическое и педагогическое обеспечение уче-
бного процесса в аэрокосмическом вузе на базе системных техноло-
гий (раздел 2).
2. Методы и средства интенсифицированного обучения на основе со-
временных информационных технологий (раздел 3).
3. Методика обучения иностранных студентов в аэрокосмических ву-
зах России (раздел 5).

Самарский государственный технический университет (СамГТУ)
1. Организационно-методическое и педагогическое  обеспечения  и 
апробация интегрированной системы общего и многоуровневого  про-
фессионального образования (раздел 2).
2. Организационно-методическое и педагогическое обеспечения под-
готовки специалистов в  интегрированной  системе трехуровневого 
высшего технического и  двухступенчатого  функционально-ориенти-
рованного инженерного  образования в  единой структуре  техниче-
ского  университета      (раздел 2).
3. Разработка и апробация концептуальных  основ  взаимодействия 
технических вузов с предприятиями разных форм собственности при 
подготовке специалистов в системе многоуровневого  технического 
образования (раздел 2).

Санкт-Петербургская государственная академия аэрокосмического  
приборостроения (С-ПГААП)
1. Методика обучения сложным программным комплексам  управления 
проектами (раздел 2).
2. Комплексная система управления персоналом и кадровое  обеспе-
чение наукоемких технологий образования (раздел 4).

Санкт-Петербургский государственный  технический университет 
(С-ПГТУ)
1. Разработка научно-методического обеспечения непрерывной инди-
видуальной подготовки специалистов в области наукоемкого инжини-
ринга (раздел 2).
2. Разработка теоретических основ   информационной безопасности 
критических  компьютерных систем и применение их в  учебном про-
цессе     (раздел 3).
3. Технология обучения  методам  защиты  информации  в  системе 
Internet (раздел 3).
4. Разработка методов и средств защиты от разрушающих  програм-
мных воздействий  и  методика их   применения  при   подготовке  
специалистов (раздел 3).
5. Разработка теоретических основ защиты информации в компьюте-
рных системах как нового направления в подготовке специалистов 
для обеспечения информационных технологий (раздел 3).
6. Разработка методов моделирования сложных проектирующих и уп-
равляющих вычислительных комплексов интегрированных проектно-
производственных систем (раздел 3).

Санкт-Петербургский государственный университет (С-ПГУ)
1. Разработка и внедрение технологий комплексной оценки конкуре-
нтоспособности подготовки специалистов (в банковом и автоматизи-
рованном вариантах) (раздел 2).
2. Разработка региональной системы оценки качества и конкуренто-
способности подготовки специалистов   в северо-западном регионе
 (раздел 2).
3. Оценка и расчет потенциального и реального вклада НТО в повы-
шение конкурентоспособности подготовки специалистов (раздел 2).
4. Сравнительный анализ эффективности современных отечественных
и зарубежных технологий подготовки специалистов в России и веду-
щих странах мира (раздел 5).

Санкт-Петербургский университет экономики и финансов (С-ПУЭФ)
1. Дидактическая система компьютеризованного обучения студентов 
экономических специальностей (раздел 1).
2. Информационная технология управления проектами в системе эко-
номического образования (раздел 3).
3. Гуманитарная составляющая в НТО экономистов высшей квалифика-
ции широкого профиля (раздел 4).
4. Выявление творческого потенциала студентов-экономистов  в ин-
тересах повышения эффективности учебного процесса при внедрении
наукоемких технологий образования (раздел 2).

Таганрогский государственный радиотехнический университет (ТагГРУ)
1. Педагогическое  обеспечение  интерактивных  обучающих  систем  
   (раздел 2).
2. Педагогический менеджмент в системе  развития  индивидуального
творческого мышления (РИТМ) (раздел 2).
3. Исследование компьютерно генерируемых виртуальных реальностей 
применительно к их использованию в обучающих системах (раздел 3).

Томский государственный университет им. В.В. Куйбышева (ТомГУ)
1. Готовность к смене внутренних регулятивов активности и пути ее 
формирования в студенте (раздел 4).

Томский политехнический университет (ТомПУ)
1. Создание и ввод в действие распределенной телекоммуникационной
 системы организации и планирования учебного процесса (раздел 2).
2. Разработка и ввод в действие информационно-обучающей среды  по 
высшей математике и философии (раздел 3).
3. Разработка и ввод в действие информационно-обучающей среды  по 
общеинженерным дисциплинам (раздел 3).

Уральский государственный технический университет (УрГТУ)
1. Учебно-методический комплекс компьютерного обучения курса выс-
шей математики (раздел 2).
2. Разработка методических, аппаратных и программных средств АРМ 
студента по учебным курсам цифровой, импульсной и микроэлектронной
техники (раздел 3).
3. Методика применения мультимедиа технологий и программ моделиро-
вания (раздел 3).

Уфимский государственный авиационный технический университет 
(УфГАТУ)
1. Развитие функционально-целевой технологии подготовки специалис-
тов в условиях многоуровневой системы образования (раздел 2).
2. Системотехническая разработка методов математического моделирова-
ния и оптимизация наукоемких технологий образования (для специально-
стей машино- и приборостроительного профиля) (раздел 3).
3. Исследование вопросов использования наукоемких технологий в обра-
зовании на примере российского и немецкого технических университетов
 (раздел 3).




Начальник Управления образовательных 
стандартов и программ                               Шестаков Г.К.




                              Приложение 2
                              к приказу Минобразования России
                              от  12.03.97  N 361  


Состав головного совета по межвузовской комплексной программе
           "Наукоемкие технологии образования"


	Члены президиума головного совета:
	
1.КУРБАКОВ К.И.
  (председатель)	-
  заведующий кафедрой Российской экономической  академии,
  академик Международной академии информатизации, чл.-корр. 
  Российской академии естественных наук, профессор, д.т.н.
	
2.БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ М.М.
  (зам.председателя)	-
  проректор Московского государственного университета пищевых
  производств, академик Международной академии информатизации, 
  профессор, д.т.н.
	
3.ЗАЙЦЕВ Г.П.
  (зам.председателя)     -	
  профессор "МАТИ" - Российского государственного  технологичес-
  кого университета, академик Международной академии информатиза-
  ции, чл.-корр. Академии космонавтики, засл. деят.  науки и тех-
  ники Российской Федерации, профессор, д.т.н.
	
4.ИВАННИКОВ А.Д. 
  (зам.председателя)	-	
  директор Центра информатизации Минобразования России, академик 
  Международной академии  информатизации,  Первый вице-президент 
  Ассоциации международного образования, профессор, д.т.н.
	
5.КАТАСОНОВ А.М.    	-	
  заведующий кафедрой Московской государственной академии прибо-
  ростроения и информатики, профессор, к.ф-м.н.
	
6.ШИПИЛОВ В.И.
 (ученый секретарь)	-	
  руководитель Центра научно-методических исследований Московско-
  го государственного технологического   университета  "Станкин", 
  доцент, к.ф-м.н.
	




	
Члены головного совета:
	
7.БАЛАКИН В.Л.	-
  проректор Самарского государственного аэрокосмического универ-
  ситета, профессор, д.т.н.
	
8.БЕКРЕНЕВ А.Н.	-	
  проректор Самарского  государственного технического универси-
  тета, действительный член Академии наук высшей школы, профессор, 
  д.ф.-м.н.
	
9.ВАСИЛЬЕВ Ю.С.	-
  ректор Санкт-Петербургского государственного технического униве-
  рситета, академик  Инженерной академии, чл.-корр.Российской акаде-
  мии наук, профессор, д.т.н.
	
10.ВРАГОВ В.Н. 	-
  ректор Новосибирского государственного университета, академик Ака-
  демии технологических наук Российской Федерации, профессор,
  д.ф.-м.н.
	
11.ЗЕГЖДА П.Д. 	-
  директор Специализированного центра защиты информации, 
  профессор, к.т.н.
	
12.КОЛЕСНИК В.А.	-
  ректор Ростовского архитектурного института, профессор,
  к.т.н.
	
13.КОПЫЛЕНКО Ю.В.	-
  первый проректор Московского государственного технологи-
  ческого университета "Станкин", чл.-корр. Международной ака-
  демии информатизации, профессор, к.т.н.
	
14.КУРАКИН Д.В.	-
  начальник отдела информатизации Управления научно-исследова-
  тельских работ Минобразования России, доцент, к.т.н.
	
15.МИНЬКО Э.В. 	-
  заведующий кафедрой Санкт-Петербургской государственной ака-
  демии аэрокосмического приборостроения, профессор, к.э.н.
	
16.МОРДВИНОВ В.А.	-
  проректор Московского государственного института радиотехники, 
  электроники и автоматики (технического университета), чл.-корр. 
  Международной академии информатизации, профессор, к.т.н.
	
17.ОВОДЕНКО А.А.	-
  заведующий кафедрой Санкт-Петербургской государственной академии 
  аэрокосмического приборостроения, профессор, д.т.н.
	
18.ПОПОВ Е.И.  	-
  начальник отдела Управления книгоиздания, библиотек и информа-
  ционно-методического обеспечения Минобразования России, чл.-корр. 
  Международной академии информатизации, профессор, к.т.н.
	
19.ШАМЕЦ С.П.  	-
  начальник отдела информационных технологий в обучении Омского го-
  сударственного технического университета, к.т.н.
	
20.ШЕСТАКОВ Г.К.	-
  начальник Управления образовательных стандартов и программ Миноб-
  разования, акдемик Международной академии информатизации, профессор,
  д.т.н.
	
21.ЯНСОН Р.А.  	-
  проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного 
  университета, профессор, д.ф.н.
	




Начальник Управления образовательных 
стандартов и программ	                    	Шестаков Г.К.